Нерассказанная (скрываемая) история прихода к власти в США христианского сионизма
Уважаемые читатели!
Предлагаем Вашему вниманию материал, подготовленный блестящей американской журналисткой Уитни Уэбб, проживающей в Чили.
Материал довольно объемен. И хотя к легкому чтиву этот текст не отнесешь, он весьма увлекателен. Это, скорее, историко-политологическое исследование на тему о том, как определенный род религиозного фанатизма, чрезвычайно характерный для сознания представителей истэблишмента США, оказывает непосредственное воздействие на процесс принятия внешнеполитических решений высшим военно-политическим руководством Соединенных Штатов.
Прочитав его, Вы получите представление о таких потайных механизмах внешней политики США, про которые не очень принято говорить. Возможно, Ваши вновь обретенные знания будут даже глубже, чем те, которыми располагают лица, принимающие важнейшие политические решения как у нас в стране, так и за ее пределами.
Этот материал укрепил нас во мнении о том, что нашему читателю целесообразно предоставлять именно переводы аутентичных оригинальных текстов иностранных авторов. Отбираемые нами тексты зачастую столь остры и столь взрывоопасны, что будь они поданы в изложении – каким бы сверхточным и сверхскруплёзным оно ни было, – на них можно было бы без труда навесить ярлык «российской пропаганды». По счастью, к нашим текстам это неприменимо.
Приятного чтения!
Центр стратегического анализа ПГУ.
Henry Kissinger has stated — and I quote the statement word for word: “In 10 years, there will be no more Israel.”
I repeat: “In 10 years, there will be no more Israel.”
(Перевод: Генри Киссинджер заявил - и я цитирую это утверждение дословно для всего мира: «Через 10 лет Израиля больше не будет».
Я повторяю: «Через 10 лет Израиля больше не будет».)
Источник: PageSix.com (https://pagesix.com/2012/09/18/no-more-israel/), блог газеты New York Post? 18 сентября 2012 года
Нерассказанная (скрываемая) история прихода к власти в США христианского сионизма
Автор: Уитни Уэбб - Whitney Webb — журналистка независимого агентства MintPress News. Публикуется в независимых изданиях Truth in Media, Global Research, the Ron Paul Institute, 21st Century Wire, а также в RT и Sputnik. В настоящее время проживает с семьей на юге Чили.
Перевод: С.П. Духанов.
***
Крупнейшая произраильская организация в Соединенных Штатах состоит не из евреев, а из христианских евангелистов, общее число членов которых составляет 7 миллионов человек, что на 2 миллиона больше, чем вся американская еврейская община.
Члены этой организации, «Христиане, объединенные ради Израиля»[i] (Christians United for Israel, CUFI), встретились в Вашингтоне в понедельник (08.07.2019 – С.Д.). Перед собравшимися тысячами участников выступили с речами премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, государственный секретарь и бывший директор ЦРУ Майк Помпео, вице-президент Майк Пенс и советник по национальной безопасности Джон Болтон. Лидер CUFI, вызывающий неоднозначные оценки, евангельский проповедник Джон Хейги, несколько раз встречался с президентом Дональдом Трампом и недавно участвовал в эксклюзивной встрече в Белом доме, состоявшейся в марте и посвященной предстоящему «мирному плану» администрации для Израиля и Палестины.
На протяжении американской истории CUFI - лишь одна из множества организаций, которые отстаивали интересы государства Израиль и продвигали сионизм на том основании, что еврейский этнос в Палестине является условием для исполнения пророчества о конце времён и необходимым условием для возвращения на Землю Иисуса Христа – события, которое христиане часто называют «Вторым пришествием».
И хотя такие организации, как CUFI и её предшественники, уже давно рассматривают создание государства Израиль в 1948 году и последующую победу Израиля и завоевание Иерусалима в 1967 году как исполнение библейского пророчества, есть ещё такое пророчество, которое, как верит эта секта евангельских христиан, является единственным, что отделяет их от Второго пришествия. Как считается, в Соединенных Штатах насчитывается более 20 миллионов таких христиан, которых часто называют «христианскими сионистами». Именно они представляют собой ключевой избирательный блок и источник политических пожертвований в интересах Республиканской партии.
Эти христианские сионисты – так же, как и религиозные экстремисты-сионисты в Израиле - считают, что мечеть Аль-Акса[ii] и Купол Скалы[iii] должны быть заменены на Третий еврейский храм[iv], чтобы возвестить о последних временах.
Эти две группировки, представляющие разные конфессии, начиная с 19-го века, неоднократно формировали оппортунистический альянс, чтобы обеспечить исполнение своих соответствующих пророчеств, несмотря на то, что члены другой веры редко, если вообще когда-либо, сходятся в своих интерпретациях того, что произойдёт после постройки храма.
Этот союз, основанный на взаимной одержимости идеей ускорить наступление Апокалипсиса, продолжается и по сей день. И теперь, более чем когда-либо в истории, эти группы достигли высот власти как в Израиле, так и в Соединенных Штатах. Эта ветвь религиозного сионизма стала доминировать в нынешнем правом правительстве Израиля и побудила его предпринять определенные шаги в направлении разрушения мечети Аль-Акса и приготовления строительства Третьего Храма.
Христианский же аналог этого движения в Соединенных Штатах - христианский сионизм - также стал доминирующей силой в американской политике, особенно после избрания на пост президента Дональда Трампа. В его Белом доме апокалиптическое видение является главным мотивом политики президентской администрации на Ближнем Востоке.
Между тем, это видение последних времен в оттенках огня и серы долгое время было ориентиром для выдающихся персонажей американской истории и американской элиты, даже предшествуя сионизму как политическому движению. Таким образом, влияние христианского сионизма на политику администрации Трампа является лишь последним из длинного списка примеров, когда «пророчества» и политика смешивались в американской истории с результатами, часто изменяющими мир.
Пуритане, Пророчество и Палестина
Сообщения о роли христиан Европы и Северной Америки в создании государства Израиль часто начинаются с Декларации Бальфура 1917 года[v]. Но усилия некоторых христианских группировок в Англии и США по созданию еврейского государства в Палестине, фактически, датируются несколькими сотнями лет ранее и значительно предшествуют официальному основанию сионизма Теодором Герцлем.
Одними из первых сторонников физической иммиграции европейских евреев в Палестину были пуритане - ответвление христианского протестантизма, возникшее в конце 16-го века и обретшее влияние в Англии, а затем и в американских колониях. Влиятельные пуритане проявили значительный интерес к роли евреев в эсхатологии или теологии последнего времени, причем многие - такие как Джон Оуэн, теолог 17-го века, член парламента и администратор в Оксфорде - считали, что физическое возвращение евреев в Палестину было необходимо для исполнения пророчества о последних временах.
И хотя пуританские корни того, что позже станет известно как христианский сионизм, часто игнорируются в современных сообщениях о том, где и почему возникла поддержка Израилю со стороны американских евангелистов, приверженцы христианского сионизма все еще твердо признают его наследие. Например, в понедельник на конференции CUFI Помпео, сам будучи христианином-сионистом, известным своей одержимостью идеей конца времён, сказал собравшимся следующее: «Христианская поддержка Сиона - еврейской родины - в Америке восходит к ранним пуританским поселенцам и сохраняется на протяжении веков. Действительно, наш второй президент [Джон Адамс] пару лет назад[vi] сказал: «Я действительно желаю евреям снова независимого государства в Иудее».
Эти пуританские верования со временем все более и более укоренялись в Англии и в колониальной Америке, особенно среди богатого политического сообщества, и привели к различным интерпретациям относительно того, что именно говорит Библия о конце времён. Сегодня их упорно сохраняют, а популярность их лишь растёт.
Одним из наиболее влиятельных течений стал христианский «диспенсационализм» - интерпретационная система, которая использует Библию для разделения истории на разные периоды «диспенсаций»[vii] и рассматривает пророческие ссылки Библии на «Израиль» как обозначение этнического еврейского государства, основанного в Палестине.
Диспенсационализм был в значительной степени разработан англо-ирландским проповедником Джоном Нельсоном Дарби, который считал, что предопределенные Богом судьбы Израиля и христианской церкви были полностью отделены друг от друга, причем последняя должна быть физически удалена с Земли Богом до предсказанного периода земного страдания, известного как Скорбь[viii].
Визуальная интерпретация Чарльзом Расселом «диспенсаций» (схема времён) Дарби, ок. 1886 г.
По мнению Дарби, Скорбь начнется после строительства Третьего еврейского храма на Храмовой горе в Иерусалиме. Эта вера в физическое удаление христиан с Земли до Скорби, широко известная как «восхищение»[ix], была изобретена Дарби в 1820-х годах, и отсутствие в ней поддержки Писания широко отмечалось богословами различных конфессий, а также библейскими учеными. Однако важно отметить, что среди христиан-диспенсационистов существуют различия во мнениях о том, произойдет ли «восхищение» до, во время или после периода Скорби.
Тем не менее, несмотря на относительно короткое существование в качестве идеи и на отсутствие поддержки в Библии, «восхищение» было с энтузиазмом воспринято некоторыми церквями в Англии и в Соединенных Штатах. В последних - особенно. Это произошло во многом благодаря работе вызывающего весьма неоднозначную реакцию богослова Сайруса Скофилда.
Примечательно, что бренд христианской эсхатологии Дарби совпадает с аналогичными событиями в еврейской эсхатологии, а именно - с возникновением идей раввина Цви Хирша Калишера и с созданием новой ветви еврейского мессианизма. Они считают, что евреи должны активно работать над тем, чтобы ускорить приход своего мессии, иммигрировав в Израиль и построив Третий храм на Храмовой горе в Иерусалиме. Верования Дарби и тех, кого он вдохновлял, продвигали похожие идеи в том смысле, что христиане могли бы ускорить наступление «восхищения» и Скорби, содействуя иммиграции евреев в Израиль, а также строительству Третьего еврейского храма.
Христианские сионисты прокладывают путь Теодору Герцлю
Дарби путешествовал по Северной Америке и по странам других регионов с целью популяризации своей идеи. Он встречался с влиятельными пасторами по всему англоязычному миру, включая Джеймса Брукса - будущего наставника Сайруса Скофилда. Его путешествия и распространение им письменных работ способствовали популяризации его эсхатологических взглядов в определенных кругах христиан США и Англии во время религиозного возрождения 19-го века. Вероучение Дарби было особенно привлекательно для элиты обеих стран. Так, некоторые английские аристократы уже в 1840-х годах размещали в газетах рекламные объявления, призывавшие евреев иммигрировать в Палестину.
Другой видной фигурой, на которую повлияла доктрина «конца времён» Дарби, был американский проповедник Чарльз Тейз Рассел, церковь которого позже породила несколько разных церквей, включая Свидетелей Иеговы. За десятилетия до основания современного политического сионизма Рассел начал проповедовать в Соединенных Штатах и в других странах - не только христианам, но и евреям - о необходимости массовой еврейской иммиграции в Палестину.
Как и раввин Калишер несколько десятилетий до него, Рассел написал в 1891 году письмо с изложением своего плана заселения Палестины евреями богатому члену банкирской семьи Ротшильдов Эдмонду де Ротшильду, а также Морису фон Хиршу, богатому немецкому финансисту. Рассел описал свой план следующим образом: «Мое предложение состоит в том, чтобы богатые евреи по справедливой оценке приобретали у Турции весь ее имущественный интерес в этих землях - то есть, все государственные земли (земли, не принадлежащие частным владельцам), при условии, что Сирия и Палестина будут составлять свободное государство».
Тот же план через несколько лет всплыл в самой влиятельной сионистской книге всех времен - «Еврейское государство» Теодора Герцля, которая была опубликована в 1896 году.
Рассел выступает перед американскими евреями в Нью-Йорке в 1910 году. Фото находится в общественной собственности.
Неизвестно, повлияло ли письмо Рассела на Ротшильда или Хирша. Но идеи Рассела на протяжении длительного периода оказывали влияние на некоторых влиятельных американских евреев и американских христиан в вопросе продвижения идеи еврейской иммиграции в Палестину.
В том же году, когда Рассел написал свое письмо де Ротшильду и фон Хиршу, другой влиятельный проповедник-диспенсационалист написал еще один документ, который часто упускается из виду при изучении роли американских христиан в развитии и популяризации сионизма. Уильям Э. Блэкстоун - американский проповедник, на которого большое влияние оказали Дарби и другие диспенсационалисты той эпохи - десятилетиями и с большим пылом пропагандировал идею иммиграции евреев в Палестину в качестве средства исполнения библейского пророчества.
Кульминацией усилий Блэкстоуна стало принятие т.н. «Мемориала Блэкстоуна» - петиции, в которой он просил тогдашнего президента Соединенных Штатов Бенджамина Харрисона и его государственного секретаря Джеймса Блейна принять меры «в пользу восстановления Палестины для евреев». Эта, в значительной степени забытая, петиция представляла собой просьбу к Харрисону и Блейну использовать свое влияние и «как можно скорее обеспечить проведение международной конференции, чтобы рассмотреть положение израильтян и их притязания на Палестину как свой древний дом, а также содействовать во всех отношениях и продвигать – разного рода справедливыми и надлежащими способами - облегчение их страданий».
Так же, как с письмом Рассела к де Ротшильду и фон Хиршу, неизвестно, насколько конкретно «Мемориал Блэкстоуна» оказал влияние на взгляды или политику Харрисона или Блейна. Тем не менее, петиция, содержавшаяся в «Мемориале Блэкстоуна», очень важна, поскольку подписали её самые влиятельные и богатые американцы той эпохи, большинство из которых были христианами.
Среди подписавших «Мемориал Блэкстоуна» были Дж. Д. Рокфеллер, первый миллиардер страны; Дж. П. Морган, богатейший банкир; Уильям МакКинли, будущий президент Соединенных Штатов; Томас Брэкетт Рид, тогдашний спикер палаты представителей США; Мелвилл Фуллер, председатель Верховного суда США; мэры Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Бостона и Чикаго; редакторы газет «Бостон глоб», «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост» и «Чикаго трибьюн» и других; многие другие члены конгресса, а также влиятельные бизнесмены и священнослужители. Хотя некоторых раввинов и включили в число подписавших «Мемориал…», большинство американских еврейских общин были против содержания петиции. Другими словами, основная цель сионизма еще до того, как он стал движением, широко поддерживалась американской христианской элитой, но ей противостояли американские евреи.
Позже «Мемориал Блэкстоуна» привлечет внимание Луиса Брандейса, одного из самых выдающихся американских сионистов-евреев. Он, по словам близкого друга Брандейса Натана Страуса, назовет Блэкстоуна настоящим «отцом-основателем сионизма». В конечном итоге в 1916 году Брандейсу удастся убедить пожилого Блэкстоуна подать петицию тогдашнему президенту Вудро Вильсону в виде второго «Мемориала Блэкстоуна», который будет представлен лично Уилсону почти год спустя.
Вместо того чтобы собирать подписи у видных представителей американского элитного класса, Блэкстоун на этот раз сосредоточился на том, чтобы заручиться поддержкой протестантских организаций, а именно - пресвитерианской церкви, поскольку к этой церкви принадлежал сам Вильсон. По словам историка Джерри Клингера, президента Еврейско-американского общества по сохранению исторического наследия (Jewish American Society for Historic Preservation), это смещение фокуса было идеей Брандейса, а не Блэкстоуна.
Элисон Уир, автор книги «Против нашего лучшего суждения: скрытая история того, как США были использованы для того, чтобы создать Израиль» (Against Our Better Judgment: The Hidden History of How the U.S. Was Used to Create Israel), охарактеризовала Брандейса как «одного из самых влиятельных» американских сионистов и ключевую фигуру, участвовавшую в попытках подтолкнуть Вильсона к поддержке создания еврейского государства в Палестине, частью которого была вторая петиция Блэкстоуна. Однако Уир утверждала, что вторая петиция Блэкстоуна была вторичной по отношению к так называемому «джентльменскому соглашению», согласно которому английские чиновники обещали поддержать идею создания еврейского государства в Палестине, если американские сионисты во главе с Брандейсом смогут гарантировать вступление Соединенных Штатов в Первую мировую войну.
В конечном итоге Уилсон поддержал новый документ Блэкстоуна, который не был представлен президенту публично, но был в частном порядке передан ему раввином Стивеном Уайзом. Этот второй «Мемориал Блэкстоуна» был ключевым компонентом кампании под руководством Брандейса, которая в конечном итоге гарантировала американскую поддержку, т.е. частную поддержку, «Декларации Бальфура», в которой были установлены намерения Великобритании поддержать еврейское этногосударство в Палестине. Примечательно, что «Декларация Бальфура» названа в честь тогдашнего английского министра иностранных дел Артура Бальфура, который сам был христианским диспенсационалистом, хотя Уир сказала изданию MintPress, что на Бальфура влияли, скорее, политические императивы, чем религиозные мотивы. Единственным человеком среди всех членов британского кабинета, который выступил против «Декларации Бальфура», был один-единственный этнический еврей Эдвин Монтегю.
«Декларация Бальфура» была адресована одному из членов банковской семьи Ротшильдов Лайонелу Уолтеру Ротшильду. Это было последним в серии писем, написанных членам семьи Ротшильдов, в которых их призывали использовать своё богатство и политическое влияние для создания еврейского государства в Палестине. Так, раввин Калишер написал барону Эмшелу Ротшильду в 1836 году, Чарльз Тэйз Рассел написал Эдмонду де Ротшильду в 1891 году. И, наконец, «Декларация Бальфура» была написана Лайонелу Уолтеру Ротшильду в 1917 году.
Уир сказала MintPress, что Ротшильды играли заметную роль в этих ранних усилиях по созданию еврейского государства в Палестине благодаря «их богатству и власти, которая с ним связана». Это делало их очень востребованными со стороны тех, кто считал, что еврейское государство может быть сформировано в Палестине путем покупки этой территории богатыми европейскими евреями - как предлагали и Калишер, и Рассел. Тем не менее, «Декларация Бальфура» была адресована Ротшильдам, потому что в то время члены семьи Ротшильдов, в частности Эдмонд де Ротшильд, стали одними из самых решительных сторонников дела сионизма.
И хотя декларация носит его имя, неясно, действительно ли автором документа является сам Бальфур. Некоторые историки – такие, как Майкл Рубинштейн, бывший президент Еврейского исторического общества Англии, - утверждают, что саму декларацию написал Леопольд Эймери, тогдашний политический секретарь военного кабинета Англии и сионист. Он, несмотря на свою приверженность делу сионизма, путался в своих еврейских корнях на протяжении большей части своей карьеры по причинам, которые до сих пор являются источником спекуляций.
Как видно из «Декларации Бальфура» и лоббистских усилий, которые привели к её созданию, поддержка того, что вскоре станет известно как сионизм, среди знати Англии и Соединенных Штатов была огромной еще до того, как Герцль даже приступил к работе над «Еврейским государством». Стоит учесть, что сила и влияние этого религиозно-мотивированного класса христианских элит оказали влияние на Герцля и его идеи, особенно учитывая тот факт, что христиане-диспенсационалисты продвигали идею еврейского этногосударства в Палестине в то время, когда эта идея была непопулярной среди многих выдающихся евреев в Европе и США.
Кроме того, роль «христианских сионистов» - как их впоследствии станут называть – продолжала действовать длительное время после того, как Герцль начал свою сионистскую деятельность. Результатом реализации этой роли стали многочисленные весьма влиятельные действия, которые привели к созданию государства Израиль.
Примечательно, что успех Герцля в продвижении его взглядов после публикации «Еврейского государства» имел место во многом благодаря английскому пастору-диспенсационалисту Уильяму Хеклеру. Хеклер, будучи капелланом в британском посольстве в Вене, сформировал альянс, а затем и тесную дружбу с Герцлем, и сыграл решающую роль в переговорах между Герцлем и видными членами правительства Германии, включая кайзера Вильгельма II, который придал необходимую политическую легитимность сионистскому движению Герцля.
Хеклер, которого в значительной степени упускают из виду при рассмотрении периода подъема сионизма, упоминается в дневнике Герцля чаще, чем кто-либо другой. Хеклер был твердо уверен, что создание еврейского государства в Палестине приведет к концу времён. Известно также, что Хеклер чрезвычайно интересовался строительством Третьего храма на Храмовой горе и посвятил немало времени созданию моделей этого Храма, некоторые из которых он публично демонстрировал в своем кабинете и показывал Герцлю с большим энтузиазмом во время их первой встречи.
Герцль знакомит Кайзера Вильгельма II с ранним еврейским поселением недалеко от Яффы, Палестина, в 1898 году. Фото Пресс-службы правительства Израиля.
Альянс Хеклер-Герцль является одним из первых примеров того, как христианские сионисты и еврейские сионисты используют мотивы друг друга в интересах политической выгоды - несмотря на то, что христианские сионисты часто придерживаются антисемитских взглядов. При этом светские сионисты, равно как и сионисты религиозные, невысоко ценят христианство. Этот оппортунизм со стороны как христианских, так и еврейских сионистов был ключевой чертой в период подъема сионизма, особенно в Соединенных Штатах. И случай с Сайрусом Скофилдом - человеком, более, чем кто-либо другой ответственным за популяризацию христианского сионизма среди американских евангелистов, дает еще один важный пример.
Удивительная история Сайруса Скофилда
Возможно, нет книги, оказавшей большее влияние на распространение христианского сионизма в Соединенных Штатах, чем «Справочная Библия Скофилда» - версия Библии короля Якова, аннотации которой были написаны Сайрусом Скофилдом. Скофилд - у которого не было формального богословского образования, хотя позднее он утверждал, что имеет докторскую степень (доктор богословия) - первоначально работал юристом и политическим оперативником в штате Канзас и в конечном итоге стал окружным прокурором этого штата.
Вскоре после назначения на эту должность он был вынужден уйти в отставку в результате многочисленных обвинений в коррупции, во взяточничестве, в подделке подписей на банковских документах и в краже политических пожертвований от тогдашнего канзасского сенатора Джеймса Инголлса. Скофилд бросил жену и двух дочерей, его обвинили в разрастающихся скандалах, а также в признанной им самим привязанности к злоупотреблению алкоголем.
На этом фоне Скофилд, как говорят, стал евангелистом примерно в 1879 году, и вскоре его стали ассоциировать с выдающимися проповедниками-диспенсационалистами той эпохи, включая Дуайта Муди и Джеймса Брукса. В то время местные газеты, такие как «Atchison Patriot», с большим скептицизмом относились к преобразованию Скофилда и изменению его карьеры, называя Скофилда «покойным юристом, политиком и в целом стряпчим по тёмным делам», который опозорился, совершив «много злодеяний».
Переехав из Канзаса в Даллас (штат Техас), а затем в Массачусетс, Скофилд продолжил выступать пастором в относительно небольших церквях. Тем не менее, несмотря на отсутствие известности и бурное прошлое, к 1901 году Скофилду удалось войти в эксклюзивный мужской клуб в Нью-Йорке - Lotos Club. Его членами в то время были стальной магнат и мультимиллионер Эндрю Карнеги, члены семьи Вандербильта и известный американский писатель Сэмюэль Клеменс, более известный под псевдонимом Марк Твен.
Пастор Скофилд, в центре, с диаконами Первой Конгрегационной церкви Далласа, около 1880-х годов.
Членство Скофилда в этом эксклюзивном клубе, а также покровительство клуба его действиям (клуб предоставил ему жилье и финансирование для создания того, что станет «Справочной Библией Скофилда») были предметом серьезных спекуляций. На самом деле многие отмечали, что в клубе, наполненном самыми элитными учеными страны, писателями и баронами-разбойниками, просто невозможно было допустить присутствие фундаменталистски настроенного, местечкового проповедника-диспенсационалиста с позорным политическим прошлым.
Джозеф М. Кэнфилд в своей книге «Невероятный Скофилд и его книга» (The Incredible Scofield and his Book) утверждал, что «прием Скофилда в Lotus Club, о членстве в котором Скофилд не мог даже и мечтать, усиливает возникшее ранее подозрение, что карьеру Скофилда кто-то направлял».
В своей книге Кэнфилд выдвигает версию, согласно которой человек, «направляющий» карьеру Скофилда, был связан с нью-йоркским адвокатом и сионистским активистом Сэмюэлем Антермайером, входившим в исполнительный комитет клуба. Антермайер был близким партнером Луи Брандейса и влиятельным человеком в администрации Вудро Уилсона. Затем он отмечает, что аннотированная библия Скофилда стала позднее «самой полезной для того, чтобы христиане-фундаменталисты поддержали международный интерес к одному из любимых проектов Антермайера - сионистскому движению».
Другие ученые – такие, как Дэвид Латс - более четко, чем Кэнфилд, увязывают сионистскую активность Антермайера с его ролью в финансовой поддержке Скофилда и с его работой над аннотированной библией. В конечном счете, как и «Мемориал Блэкстоуна» до того, под покровительством работы Скофилда в Lotus Club вновь проявляется интерес американской элиты той эпохи - как христианской, так и еврейской - к пропаганде христианского сионизма.
Антермайер и Lotos Club также финансировали многочисленные поездки Скофилда в Европу, в том числе одно роковое путешествие в Англию, где Скофилд встретился с Генри Фроуди, издателем Oxford University Press. Фроуди увлекся работой Скофилда - во многом благодаря тому факту, что Фроуди был членом «Исключительных братьев» (Exclusive Brethren), религиозной группы, основанной Джоном Нельсоном Дарби, отцом диспенсационализма. Впоследствии Oxford University Press опубликовала «Справочную Библию Скоуфилда» в 1909 году. Через двадцать лет после ее публикации она стала первой в истории оксфордской публикацией, продажи которой принесли более миллиона долларов.
Вскоре после ее публикации Библия Скофилда стала чрезвычайно популярной среди американских фундаменталистов, отчасти потому, что это была первая аннотированная библия, в которой для читателя попытались интерпретировать текст, а также потому, что она стала центральным текстом нескольких влиятельных семинарий, которые были созданы после ее издания в 1909 году. Среди многих аннотаций Скоуфилда есть утверждения, которые с тех пор стали центральными для христианского сионизма. Это, например, аннотация Скофилда к Бытие 12:3 о том, что те, кто проклинает Израиль (толкование христианскими сионистами означает «государство Израиль с момента его основания в 1948 году») будут прокляты Богом, а те, кто благословляет Израиль, будут также благословлены.
Современные христианские сионисты – такие, как пастор Джон Хейги из организации ««Христиане, объединенные ради Израиля»» (CUFI), - часто цитировали эту интерпретацию, которая возникла у Скофилда для защиты экстремально произраильских позиций. Например, Хейги сделал следующее заявление в 2014 году: «Вам следует вернуться к основам, с тем фактом, что в книге Бытие (глава 1) Бог создал мир и дал очень торжественное обещание (приведенное в Быт. 12:3): «Я благословлю тех, кто благословит вас, и я прокляну тех, кто проклинает вас». С этого момента каждый народ, который когда-либо благословлял Израиль, был благословлен Богом. И каждый народ, который когда-либо преследовал еврейский народ, Бог разгромил. Так Он и продолжит делать».
Фолуэлл и Ликуд: дружба или что-то еще?
Несмотря на широкое распространение «Справочной Библии Скоуфилда» и ее популяризацию среди американских евангельских церквей и семинарий, общественное влияние диспенсационалистской эсхатологии и христианского сионизма на американскую политику было относительно ограниченным в течение большей части 20-го века. Тем не менее, личное влияние христианских диспенсационистов, присутствовало, что видно по роли проповедника-диспенсационалиста и защитника идеи Третьего Храма Билли Грэма и по его близким отношениям с несколькими президентами, включая Дуайта Эйзенхауэра, Линдона Джонсона и Ричарда Никсона.
Затем политическая сила диспенсационалистского богословия резко переместилась из тайных коридоров власти в мейнстримовский американский политический дискурс с основанием в 1979 году «Морального большинства» евангельским проповедником Джерри Фолуэллом.
В начале 1970-х годов развивающаяся проповедническая активность Фолуэлла приносила миллионы долларов ежегодно. Особенно доходной была его общенациональная программа «Час Евангелия в стиле прежних времён» (The Old Time Gospel Hour), которая в то время работала в нескольких крупных кабельных сетях. Несмотря на всплеск пожертвований - или, возможно, благодаря этому - федеральные власти, в частности Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), вскоре выбрали Фолуэлла в качестве мишени для обвинения в «мошенничестве и обмане», а также в «преднамеренной неплатежеспособности» при управлении финансами своей проповеднической деятельности, в частности, в продаже им церковных облигаций на сумму 6,6 млн долларов. Иск SEC был в конечном итоге урегулирован, когда группа бизнесменов в Линчберге, штат Вирджиния, где базировалась проповедническая организация Фолуэлла, приняла на себя финансовые отношения этой организации на следующие несколько лет, вплоть до 1977 года. Фолуэлл объяснил финансовые проблемы своей проповеднической организации своей «финансовой безграмотностью».
Джерри Фолуэлл путешествует со своим сыном Джонатаном (справа) на своем частном самолете в 2004 году. Фото Todd Hunley, Thomas Road Baptist Church.
Через год после того, как его проповедническая организация пришла в более пристойное финансовое состояние, Фолуэлла пригласили посетить государство Израиль. Он был приглашен лично Менахемом Бегином - тогдашним премьер-министром Израиля и лидером партии Ликуд. Все расходы по поездке были бы оплачены израильской стороной. Эта поездка ознаменует начало длительной дружбы и тесных отношений между Фолуэллом и Бегиным и, в более широком смысле, отношений между американскими евангельскими лидерами и израильской партией Ликуд.
Как отмечает израильский историк Гершом Горенберг в своей книге «Конец дней: фундаментализм и борьба за Храмовую гору» (The End of Days: Fundamentalism and the Struggle for the Temple Mount), администрация Бегина «была первой, использовавшей евангельский энтузиазм в отношении Израиля и превратила его в политическую и экономическую поддержку».
Вскоре после возвращения из Израиля финансы Фолуэлла снова оказались под федеральным контролем: федеральное расследование установило, что Фолуэлл передал полисы медицинского страхования своих сотрудников нелицензированной подставной компании с активами всего в 128 долларов и с неоплаченными исками в сотни тысяч долларов. Как только финансовые проблемы Фолуэлла снова начали нарастать, он получил щедрый дар от Бегина в виде частного самолета Learjet стоимостью 4 миллиона долларов. Вскоре после этого Фолуэлл «после консультаций с богословами и политтехнологами» основал организацию «Моральное большинство».
Широко признано то, что «Моральное большинство» превратило христианское евангелическое право в Соединенных Штатах в главную политическую силу, продвигая чрезвычайно произраильскую политику, выступая за увеличение расходов на оборону, поддерживая подход рейганитов к вызовам холодной войны, а также консервативную внутреннюю политику. Фолуэлл часто использовал свой подарок от Бегина для путешествий и продвижения новой организации, а также самого себя – в качестве крупного общественного деятеля.
«Моральное большинство» знаменует собой явный поворотный момент в израильско-американских евангельских отношениях, поскольку оно сделало горячую поддержку Израиля сферой, имеющей большое значение для евангельских избирателей, а также заставило многих избирателей-евангелистов обращать более пристальное внимание на события, происходящие на Ближнем Востоке. Тем не менее, учитывая решительную пропаганду Фолуэллом христианского сионизма, многие евангелисты, которые становились все более активными в политическом отношении после основания организации, не только поддержали политику Израиля той эпохи, но также поддержали многие будущие амбиции Бегина и партии Ликуд. Эта поддержка получила подкрепление в виде начатой в 1980-х годах и действующей по сей день практики министерства туризма Израиля по предложению лидерам евангелистов США бесплатных «ознакомительных туров» в Израиль.
Фолуэлл также поддержал идею Бегина о «Великом Израиле» - полной аннексии Израилем Палестины, а также значительной части Ливана, Сирии, Ирака и Египта. В 1983 году Фолуэлл заявил, что «Бегин быстро скажет вам: «У нас еще нет всей земли, которую мы собираемся иметь», и далее предсказал, что Израиль никогда не откажется от контроля над оккупированным Западным берегом, потому что Бегин был полон решимости сохранить землю, «которая была дана им (израильтянам)».
Фолуэлл сформулировал экспансионистские амбиции Бегина как религиозную веру в «непогрешимость Ветхого Завета». И Фолуэлл разделял это мнение. Фолуэлл также настаивал на признании Иерусалима столицей Израиля в США и считал, что строительство Третьего Храма на Храмовой горе было необходимо для того, чтобы возвестить о конце времён и о втором пришествии Христа.
Поскольку Фолуэлл помог превратить христианский сионизм в главную политическую силу в Соединенных Штатах, то в эпоху Рейгана он также превратил себя в ключевую политическую фигуру и в важного посредника в отношениях США и Израиля. В 1981 году Бегин проинформировал Фолуэлла о своих планах разбомбить иракский ядерный объект до того, как он сообщил об этом администрации Рейгана. Бегин надеялся, что Фолуэлл «объяснит христианской общественности причины бомбардировки». По словам канадского академика Дэвида С. Нью, Бегин сказал Фолуэллу во время того телефонного звонка: «Работай на меня».
Кроме того, Фолуэлл часто встречался с Бегиным, которого он позже назвал личным другом, и эти встречи часто пересекались с официальными встречами Бегина с Рейганом. Год спустя, за отстаивание интересов Израиля и, в частности, политики и амбиций Ликуда Бегин наградил Фолуэлла израильской правительственной наградой – медалью Жаботинского, - сделав Фолуэлла первым неевреем, удостоившимся этой чести.
Хотя «Моральное большинство» официально и закрыло свои двери в 1989 году, его политическое наследие сохранялось еще долго - как и политическое влияние Фолуэлла. Действительно, следуя образцу Бегина, Биньямин Нетаньяху во время своего первого срока на посту премьер-министра также приобрел привычку посещать Фолуэлла во время своих визитов в Вашингтон, встречаясь со скандальным пастором перед тем, как он отправлялся на встречи с политическими чиновниками.
Во время одной из поездок в Вашингтон в 1998 году – это был первый его визит - Нетаньяху был на мероприятии, организованном совместно с Фолуэллом. Пастор оценил Нетаньяху как «израильского Рональда Рейгана». «Нью-Йорк Таймс» описала цель визита Нетаньяху в США не как встречу с правительственными чиновниками, а, скорее, как «укрепление своей базы традиционной поддержки в Соединенных Штатах». Консервативные христианские группы долго были горячими сторонниками Израиля из-за его религиозного значения для христианства».
Тем не менее, эти отношения между христианскими сионистами – такими, как Фолуэлл - и видными правыми израильскими политиками не обходились без противоречий, особенно с учетом того, что за такими произраильскими евангелистами, как Фолуэлл, тянется давняя история антисемитских высказываний.
Например, во время одной из проповедей в 1999 году Фолуэлл рассказал о своей интерпретации пророчества о конце времён, широко распространенного среди христианских сионистских евангелистов - что Второе пришествие последует не только за созданием государства Израиль, но и вслед за строительством Третьего Храма на Храмовой горе, с которой будет править фигура, известная христианам как «антихрист». Отвечая на свой же собственный риторический вопрос о том, «жив ли антихрист сегодня», Фолуэлл заявил, что «возможно, потому что, когда он появится в период скорби, он будет полностью развившимся поддельным Христом. Конечно же, он будет евреем.»
Комментарии Фолуэлла немедленно осудили различные еврейские группы, включая произраильскую Антидиффамационную лигу (Anti-Defamation League, ADL). Раввин Леон Кленикки (Leon Klenicki) - тогдашний директор по межконфессиональным делам ADL - отметил, что взгляды Фолуэлла являются «общепринятой теологической позицией» американских евангелистов и что Фолуэлл это «влиятельный голос в среде евангелистских и харизматических христиан», который «поддерживает Израиль только в своих Христологических целях». «Он видит в нас только тех, кто готовит пришествие Иисуса», - заявил тогда Кленикки. «Это большое разочарование после более чем 30 лет поддержания диалога. Он все еще пребывает в средних веках.»
Другой выдающийся диспенсационалист, оказывающий большое политическое и литературное влияние - Хэл Линзи, автор и соавтор нескольких книг, включая популярную серию книг «Брошенные» (Left Behind). Работа Линзи оказала большое влияние на многих видных американских политиков – таких, как Рональд Рейган, который был настолько тронут книгами Линзи, что пригласил его выступить на заседании Совета национальной безопасности по планированию ядерной войны и помог сделать Линзи влиятельным консультантом у нескольких членов Конгресса и высокопоставленных чиновников Пентагона.
Как отмечает израильский историк Гершом Горенберг, Линзи считает, что евреи играют «две центральные роли» в христианской диспенсационалистской эсхатологии: «Первая. Несмотря на то, что он настаивал на любви к евреям, - это классическая христианская антиеврейская полемика: «именно еврейский народ распял Иисуса» и это архетип тех, кто игнорирует истину пророчества. Вторая роль - исполнить пророчество, вопреки самим себе».
Горенберг далее отмечает, что Линзи считает, что евреи исполнили два из трех важнейших пророчеств, которые откроют последние времена, первое из которых - создание государства Израиль в 1948 году, а второе - израильское завоевание и оккупация Иерусалима после Шестидневной войны 1967 года. По словам Линзи: «Остается лишь еще одно событие, которое полностью подготовит почву для участия Израиля в последнем великом акте исторической драмы. То есть, восстановить древний Храм...»
Как показывают комментарии Фолуэлла и Линзи, эсхатологические взгляды на диспенсационализм часто воспринимают еврейский народ как нечто большее, чем пешки, которые должны соответствовать определенным требованиям - например, создать государство Израиль, завоевать Иерусалим, построить третий Храм - чтобы ускорить спасение и «восхищение» евангельских христиан. Между тем, ожидается, что евреи в Израиле, не принявшие христианство, погибнут ужасной смертью, хотя некоторые христианские сионисты в последние годы, как будет вскоре замечено, пытались изменить эту, все еще распространенную, теологическую позицию.
Несмотря на антисемитские мотивы, лежащие в основе евангельской поддержки государства Израиль, и поддерживаемое партией Ликуд видение «Великого Израиля», политически активное христианское сионистское движение, которое помог создать Фолуэлл, превратилось в мощную опорную базу Израиля и правоэкстремистской политики Ликуда, что сделало это движение весьма важным для видных израильских политиков.
Например, значительно больше американских христиан (55 процентов), чем американских евреев (40 процентов), считают, что Бог дал Израиль евреям, в то время как это разделяют мнение только 19 процентов израильских христиан. Кроме того - и это касается произраильской политики администрации Трампа - только 15 процентов христиан-евангелистов считают, что президент Трамп чересчур рьяно поддерживает Израиль, в то время как 42 процента американских евреев придерживаются мнения, что Трамп предрасположен в пользу Израиля.
В видеоролике, записанном в начале 2000-х годов и позднее транслировавшемся по израильскому телевидению Нетаньяху, выступая с семьей еврейских поселенцев, охарактеризовал массовую поддержку Израиля среди американцев, особенно евангелистов, как «абсурдную», сказав: «Америка - это то, что можно легко сдвинуть. Сдвинуть в правильном направлении. Они не будут мешать нам; 80 процентов американцев поддерживают нас. Это - абсурд».
В 2017 году в речи перед христианской сионистской группой CUFI Нетаньяху дал понять, что большая часть этой «абсурдной» поддержки исходила от американских евангелистов, заявив, что «Америка не имеет лучшего друга, чем Израиль, и у Израиля нет лучшего друга, чем Америка, а у Израиля нет лучшего друга в Америке, чем вы».
Ричард Сильверстайн - ученый и журналист, работы которого были опубликованы в Haaretz и MintPress - помимо других изданий, - утверждает, что израильские политики, в частности Нетаньяху, искали поддержки у евангельских групп, несмотря на их антисемитский подтекст и на тот факт, что они действуют, исходя из личной заинтересованности в достижении своих политических целей.
В одной из статей в 2017 году Сильверстайн заявил, что для националистически настроенных крайне правых израильтян: «Иудаизм - это не духовная ценность; это физическое проявление силы в мире. Эти израильтяне понимают, что не все евреи являются их «братьями». Некоторые евреи слишком слабые, слишком либеральные, слишком гуманные, слишком универсалистские. Эти евреи - детрит[x], который будет смыт потоком истории. Израильским националистам было необходимо заменить этих традиционных еврейских союзников и они сделали это, найдя новых - христианских евангелистов, африканских диктаторов, европейских неонацистов. Сионизм в его определении - это не движение, посвященное этике, а движение, направленное на личный интерес».
«Важная часть национальной безопасности Израиля»
Поскольку в начале 2000-х Фолуэлл начал исчезать из поля зрения общественности, его наследие в значительной степени перешло к горстке проповедников, которые сейчас находятся на переднем крае христианского сионизма и христианской сионистской политической активности, причем сын Фолуэлла, Джерри Фолуэлл-младший, занимает среди них видное место. Однако из проповедников, последовавших по стопам Фолуэлла, выделяется один - Джон Хейги.
Хейги служит пастором в Церкви Краеугольного Камня (Cornerstone Church) в Сан-Антонио, штат Техас, у которой более 22 000 прихожан. Харизматичный христианин, который верит в диспенсационалистскую эсхатологию и считает, что христиане библейски обязаны поддерживать Израиль, Хейги долгое время был главным защитником Израиля в кругах евангельского и харизматического христианства. И еще он собрал более 80 миллионов долларов для Израиля с тех пор, как в начале 1980-х годов он впервые начал организовывать «Вечер в честь Израиля».
В 2006 году Хейги попытался создать «Христианский AIPAC[xi]» и возродил несуществующую на тот момент организацию, ранее основанную в 1975 году, известную как «Христиане, объединенные ради Израиля», или CUFI, упомянутую в начале этой статьи. С момента своего основания, CUFI выросла в геометрической прогрессии. В настоящее время она насчитывает 7 миллионов членов, и эта цифра превышает еврейское население Соединенных Штатов, которое составляет около 5,7 миллионов. Хейги возглавляет исполнительный совет CUFI, в который вплоть до своей смерти в 2007 году входил Джерри Фолуэлл.
В США CUFI освобожден от уплаты налогов и от публичного раскрытия своих финансов, поскольку он официально зарегистрирован как церковь, хотя его часто приравнивают к подразделению произраильского лобби в Соединенных Штатах. Организация, кроме того, активно продвигает и финансирует незаконные поселения на Западном берегу. CUFI также выступает за суверенитет Израиля над всем Иерусалимом и Храмовой горой, а также за строительство Третьего храма.
Много было написано о влиянии CUFI на Республиканскую партию. Этот процесс начался при администрации Джорджа Буша вскоре после основания организации. Как отметил журналист Макс Блюменталь в статье 2006 года для издания The Nation, «В последние месяцы Белый дом провел с лидерами организации «Христиане, объединенные ради Израиля (CUFI)» серию неофициальных встреч, посвященных политике администрации на Ближнем Востоке».
В результате этих встреч CUFI тесно сошёлся с неоконсерваторами, которые были широко представлены в администрации Буша, даже назначив неоконсерватора и христианского сиониста Гэри Бауэра в свой совет директоров и назначив Бауэра первым директором своего лоббистского подразделения - Фонда действий CUFI (CUFI Action Fund). Бауэр является одним из основателей весьма спорной и ныне несуществующей неоконсервативной группы, «Проект для нового американского века» (Project for a New American Century, PNAC), а также входил в состав исполнительного совета неоконсервативной группы – «Фонда защиты демократий» (Foundation for the Defense of Democracies, FDD).
CUFI с тех пор обрёл влиятельных союзников. Среди его самых верных сторонников неоконсерватор Эллиот Абрамс[xii]; бывший директор ЦРУ Джеймс Вусли; неоконсервативный архонт[xiii] Билл Кристол[xiv]; бывший губернатор Арканзаса Майк Хакаби; сенаторы Линзи Грэм (республиканец от штата Северная Каролина), Том Коттон (республиканец от штата Арканзас) и Тед Круз (республиканец от штата Техас), премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и вице-президент США Майк Пенс. На саммите CUFI в прошлом году Нетаньяху назвал CUFI «важной частью национальной безопасности Израиля».
Кроме того, CUFI имеет тесные связи с магнатом казино Шелдоном Эделсоном, главным донором президента Трампа и всей Республиканской партии. Эделсон даже получил специальную награду от Хейги на мероприятии CUFI 2014 года. «У меня никогда не было более теплого чувства, чем уважение со стороны пастора Хейги», - в тот момент сказал сияющий Шелдон Эделсон.
На последний саммит CUFI, состоявшийся в понедельник (08.07.2019), администрация Трампа направила Пенса, Помпео, посла США в Израиле Дэвида Фридмана, помощника президента и специального представителя по международным переговорам Джейсона Гринблатта и советника по национальной безопасности Джона Болтона. И все они выступили на этом саммите с речами.
См. запись в Твиттере.
В дополнение к своему собственному влиянию как организации, группа сделала крупным политическим игроком самого Хейги. В 2007 году тогдашний сенатор Джозеф Либерман (демократ от штата Коннектикут) сравнил Хейги с Моисеем, заявив: «Я хочу воспользоваться возможностью, чтобы описать пастора Хейги в терминах, которые Тора использовала для описания Моисея. Он Иш Элохим. Человек Божий. И эти слова действительно подходят ему. И у меня есть кое-что еще. Как и Моисей, он стал лидером огромного множества людей. Даже большего, чем та толпа, которую Моисей повел из Египта в Землю Обетованную».
Усилия известных политиков по ухаживанию за Хейги были когда-то массовыми - до тех пор, пока во время президентской кампании 2008 года не появились доказательства того, что Хейги допускает такие высказывания о Холокосте, которые в широких кругах признавались антисемитскими. В этих высказываниях Хейги утверждал, что Бог послал Адольфа Гитлера, чтобы тот действовал как «охотник» и посредством Холокоста заставил евреев переселиться в Палестину в качестве средства исполнения библейского пророчества. Тогдашний кандидат в президенты от республиканцев Джон Маккейн, который настойчиво добивался одобрения Хейги, был вынужден дистанцироваться от него после того, как эти комментарии появились вновь.
Однако с тех пор клеймо на Хейги поистерлось. А после избрания президентом Трампа влияние Хейги снова возрастает, о чем свидетельствует присутствие многочисленных высокопоставленных чиновников Трампа на Вашингтонском саммите CUFI в 2019 году в начале этого месяца.
Хотя он и не был включен в официальный совет евангельских советников Трампа в начале президентства Трампа, несколько менее спорных союзников и соратников Хейги включены были. Среди них - Том Маллинс, Джерри Фолуэлл-младший и Кеннет Коупленд. Затем, через несколько месяцев после инаугурации Трампа, Хейги «заскочил» в Белый дом без предупреждения и встретился с Трампом в Овальном кабинете, чтобы обсудить поддержку Израиля Соединенными Штатами. Он также встретился с Трампом за несколько недель до того, как Трамп объявил о своих планах перевести посольство США в Израиле в Иерусалим, на котором Трамп пообещал Хейги, что посольство скоро будет перемещено. Он также сказал пастору: «Я не разочарую вас». Хейги описал объявление Трампа об Иерусалиме как «библейские сроки абсолютной точности».
Совсем недавно Хэйги входил в состав эксклюзивной группы евангельских лидеров, которые встречались с должностными лицами Белого дома в марте этого года до частичного выпуска так называемой «Сделки века», направленной на то, чтобы принести «мир» в израильско-палестинском конфликте. Эта сделка широкими кругами рассматривается как весьма благоприятствующая Израилю и, как ожидается, будет отвергнута палестинским руководством.
После этой встречи Хейги выступил со срочной молитвенной просьбой. «Темой нашего обсуждения был предстоящий мирный план для Израиля. Израиль и еврейский народ нуждаются в наших молитвах и нашей защите как никогда ранее», - сказал Хейги в видеоролике, размещенном на странице CUFI в Twitter вскоре после встречи. «Библия дает команду: «Ради Сиона я не буду молчать, а ради Иерусалима я не буду хранить мир». Я призываю вас сегодня молиться за мир в Иерусалиме».
Как становится ясно, общие апокалиптические взгляды экстремистских религиозных сионистов и христианских сионистов относительно Третьего еврейского храма на Храмовой горе являются основной движущей силой «Сделки века», а также одним из основных факторов при принятии администрацией Трампа решения признать Иерусалим столицей Израиля вопреки надеждам палестинцев на то, что Восточный Иерусалим станет столицей их будущего государства. Примечательно, что христианские сионисты считают, что палестинцев следует изгнать из государства Израиль. Кроме того, эти верования о конце времён также являются фактором, подталкивающим администрацию США к войне с Ираном, что, по мнению христианских сионистов – таких, как Хейги и Помпео - также является необходимым условием для исполнения библейского пророчества.
В то время как при Трампе в Белом доме влияние Хейги и его организации CUFI сильнее, чем когда-либо, его политическое влияние на администрацию Трампа, по крайней мере, частично, связано с присутствием стойких христианских сионистов на двух высших должностях в исполнительной власти - вице-президента и государственного секретаря.
Пенс и Помпео подтолкивают к «священной войне»
И хотя на недавнем саммите CUFI выступили несколько чиновников Трампа, из них двое выделяются не только своими высокими должностями, но и открытыми признаниями того, что их христианские сионистские убеждения определяют их политику. Этими должностными лицами являются вице-президент Майк Пенс и государственный секретарь – а также бывший директор ЦРУ - Майк Помпео.
После того, как (в ходе кампании по выборам президента 2016 года – С.Д.) Трамп выбрал своего напарника, религиозный пыл Пенса оказался под пристальным вниманием СМИ, и несколько изданий отметили, что он был известен как ярый христианский сионист. Религиозные убеждения Пенса привлекли особое внимание благодаря его прошлым заявлениям об Израиле, который он часто описывал в пророческих терминах.
Хотя он и воспитывался как католик, Пенс постепенно перешёл сначала в «евангелистские католики», а затем - в евангелистские протестанты. И с тех пор он стал ключевой политической фигурой, представляющей фундаменталистское христианское движение. Оно продвигает «доминионизм» - идеологию, которая варьируется в своих интерпретациях, но в конечном итоге стремится обеспечить смещение светского характера власти США в сторону такого, который регулировался бы «библейским законом». Связь Пенса с этим движением привела к тому, что видные личности в СМИ стали обвинять его в поддержке теократической формы правления.
Хотя многие из первоначальных опасений по поводу Пенса были связаны с его вероятным влиянием на внутреннюю политику, большая часть его влияния была зафиксирована в сфере внешней политики, включая политику администрации на Ближнем Востоке. Его публичная идентификация в качестве христианского сиониста и его речь на саммите CUFI 2017 года - первого вице-президента, когда-либо выступавшего на ежегодном мероприятии этой организации - заставили многих беспокоиться о том, что пророческие взгляды христианских сионистов оказывают направляющее политическое воздействие на Пенса.
После первого выступления Пенса в CUFI Даниэль Хаммел, ученый и научный сотрудник Гарвардской школы Кеннеди, сказал газете Washington Post: «В американской политике христианский сионизм имеет долгую историю, но в Белом доме он никогда не приводил на кафедры проповедников-хулиганов. Прежние администрации часто использовали общий библейский язык применительно к Израилю, но никогда еще евангельское богословие христианского сионизма не было так близко к политическому аппарату исполнительной власти.»
Отождествляя себя с христианским сионизмом и находясь на своем посту, Пенс рискует продолжить поиск администрацией Трампа «окончательной сделки» по урегулированию израильско-палестинского конфликта. Он подрывает утверждение США о том, что США могут быть «честным посредником» на Ближнем Востоке».
Подтвердились опасения о том, что США находятся под влиянием экстремистского религиозного сионизма и христианского сионизма, что не позволит стране действовать в качестве «честного посредника» в израильско-палестинском конфликте. И это неудивительно. Фактически, религиозные верования Пенса, как полагают многие, были основным фактором в решении Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и переместить посольство США в этот оспариваемый город.
И хотя самым высокопоставленным открытым христианским сионистом в администрации Трампа, является Майк Пенс, не кто иной, как Помпео является самым явным и открытым христианским сионистом в том смысле, что его религиозные убеждения относительно конца времён определяют принятие им решений в качестве главы государственного департамента США.
На протяжении всей своей политической карьеры Помпео считал политику США по борьбе с терроризмом «священной войной» между христианством и исламом. Эта война, по его мнению, является земным эквивалентом вселенской битвы между Добром и Злом. В 2017 году, в качестве директора ЦРУ, Помпео заявил: «Радикальный исламский террор [будет] продолжать давить на нас, пока мы не убедимся в том, что мы молимся, встаём и сражаемся и пока мы не убедимся, что мы знаем, что Иисус Христос является нашим спасителем [и] действительно единственным решением для нашего мира».
В том же году Помпео создал новый, ориентированный на Иран, «миссионерский центр» ЦРУ во главе с Майклом Д'Андреа, прозвище которого в ЦРУ - «Принц Тьмы». Помпео, как и многие христианские сионисты, считает, что война между Соединенными Штатами и Ираном является частью Битвы Конца Времён. Вера в это вызывает тревогу. Особенно, если, учесть то, что ранее он контролировал секретные операции ЦРУ, был одержим Ираном и то, что в его нынешней роли в качестве главного дипломата США, он также сосредоточен на продвижении агрессивной политики в отношении Ирана.
Когда он был директором ЦРУ, Помпео, помимо своих взглядов на «священную войну», также часто обсуждал свои взгляды на «восхищение». Как в прошлом году сообщило издание THE YOUNG TURKS (Младотурки, TYT), Помпео говорил о «восхищении» так часто, что, как утверждают, он нагнал страху на высших чиновников ЦРУ.
По словам Майкла Вайнштейна - основателя Военного фонда религиозной свободы (Military Religious Freedom Foundation), «сторожевой» группы по вопросам свободы вероисповедания в военном и разведывательном сообществе - которого цитировали в докладе TYT: «Он [Помпео] нетерпим к любому, кто не является христианином-фундаменталистом. Люди, которые работали под его руководством в ЦРУ и которые приходили к нам, никогда не были смущены - у них никогда не было времени, чтобы смущаться. Они были шокированы, а потом напуганы до смерти.»
Видеоролик 2015 года о Помпео, который появился, когда тот был директором ЦРУ, также показывает, что бывший конгрессмен описывает политику как «бесконечную борьбу… до «восхищения».
Опубликованная в марте статья в «Нью-Йорк Таймс» вновь вернула в публичное пространство одержимость идеей конца времён. В статье, озаглавленной «Восхищение и реальный мир: Майк Помпео сочетает в себе убеждения и политику», подробно рассказывается, как Помпео превратил в стандартную рабочую процедуру смешение своих христианских сионистских взглядов с подходом к внешней политике. В этой статье также упоминалось заявление Помпео, сделанное уже ранее в этом году, в котором он выражал мнение о «безусловной возможности» того, что президент Трамп был послан Богом, чтобы «спасти еврейский народ от иранской угрозы».
Помпео сделал эти заявления во время официальной поездки в Иерусалим, которая также была противоречивой по другим причинам. Действительно, в видеоролике государственного департамента, размещенном в социальных сетях и предназначенном для освещения поездки Помпео, были включены кадры с изображением модели Третьего еврейского храма, в то время как кадры мечети Аль-Акса были исключены, несмотря на то, что это – одно из самых знаковых зданий в Иерусалиме.
Помпео также посетил туннели, которые разрушили фундамент исторической мечети. Многие палестинцы восприняли это видео как знак того, что администрация Трампа вступает в сговор с движением активистов Храма в Израиле.
Объединение сил для нацеливания на Иерусалим
Задолго до того, как Теодор Герцль основал политический сионизм и опубликовал «Еврейское государство», христианские сионисты в Соединенных Штатах и Англии уже стремились направлять внешнюю политику обоих государств служению религиозной одержимости пришествию конца времён и старались влиять на внешнюю политику. История ясно показывает, как христианские сионисты влияли на события на протяжении всей истории, особенно в отношении основания государства Израиль и последующих событий в израильско-палестинском конфликте.
Стараясь приблизить эти диспенсационалистские пророчества о конце времён, христианские сионисты заключили союзы с сионистами-евреями. И все они оппортунистически использовали друг друга, чтобы вступить в общие события, которые, как считается, способствуют наступлению их соответствующих апокалипсисов или содействуют достижению более светских политических целей. От Хеклера и Герцля до Скофилда и Антермайера, Бегина и Фолуэлла эти альянсы формировали политику западных правительств, особенно США и Англии, на протяжении более ста лет.
Сегодня только одно из этих пророчеств еще не исполнилось. И это - строительство Третьего еврейского храма на Храмовой горе, которая в настоящее время занята комплексом мечети Аль-Акса. Сейчас, как никогда ранее, правительство Израиля наводнено высокопоставленными должностными лицами, которые открыто призывают к уничтожению Аль-Аксы и стремятся спешно построить Третий Храм. Точно так же, как показано в этом материале, на администрацию Трампа оказывают сильное влияние христианские сионисты, которые также стремятся к разрушению мечети в надежде, что в скором времени на этом месте будет построен Третий Храм.
Тем не менее, связи администрации Трампа с этой апокалиптической идеологией идут еще глубже, чем обсуждалось в этой статье, так как многие другие влиятельные члены администрации Трампа - особенно высшие советники Трампа Джаред Кушнер и Джейсон Гринблатт, а также посол США в Израиле Дэвид Фридман - тоже разделяют и активно продвигают эту экстремистскую религиозную сионистскую идеологию, которая стремится восстановить Третий Храм. Эта идеология является движущим фактором для главных доноров Трампа и Республиканской партии, таких как Шелдон Эделсон.
Конечный результат состоит в том, что влияние этой апокалиптической идеологии на правительства Израиля и Соединенных Штатов представляется сейчас более сильным, чем когда-либо. А это означает, что опасность, перед которой в настоящее время находится мечеть Аль-Акса, а вместе с ней и мир во всем мире, становится все более угрожающей.
Источник: https://theantimedia.com/christian-zionism-rise-power/
[i] В российском сегменте Интернета закрепилось иное название - «Объединенные христиане ради Израиля» (см. https://mfa.gov.il/MFARUS/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-addresses-the-CUFI-conference.aspx).
[ii] Эль-Масджид эль-Акса — мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине.
[iii] Мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса. Является одной из главных святынь ислама. В числе памятников Старого города входит в Список всемирного наследия.
[iv] Третий Иерусалимский Храм, согласно иудейской традиции, будет воздвигнут на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме, где прежде стояли два других храма. По словам пророков Израиля, этот Храм станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
[v] Официальное письмо, датированное 2 ноября 1917 года, от министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к лорду Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании.
Содержание:
Министерство иностранных дел, 2 ноября 1917 года
Уважаемый лорд Ротшильд.
Имею честь передать Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную:
«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».
Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы довели эту Декларацию до сведения Сионистской федерации.
Искренне Ваш,
Артур Джеймс Бальфур.
[vi] Видимо, по мнению Помпео, это должно было звучать как шутка.
[vii] Dispensation (англ.) - разрешение, освобождение, особая милость, особое разрешение, божий промысел. Диспенсационали́зм — совокупность теологических представлений в христианстве, рассматривающей их исторический процесс как последовательное распределение божественного Откровения по периодам, каждому из которых соответствует особый тип договорных отношений человечества с Богом.
[viii] Великая скорбь — понятие в христианской эсхатологии, означающее время сильнейшего горя и жестоких страданий человечества. Великая скорбь описана как в «апокалиптических» главах Евангелий (Мф. 24:1-51, Мк. 13:1-37), так и в книге Откровение (Откр. 2:22, Откр. 7:14).
В Ветхом Завете, предположительно, намёки на Великую скорбь содержатся в ряде пророческих книг, например, в 12 главе книги пророка Даниила. В целом в Библии Великая скорбь упоминается кратко, а пророчества носят символический характер, поэтому в христианской эсхатологии существуют сильно отличающиеся друг от друга мнения о том, как и когда наступит время Великой скорби. Споры ведутся также о том, избежит ли Церковь этот период ( «Восхищение Церкви»).
[ix] Rapture (англ.) - восторг, восхищение, упоение, экстаз, похищение, взятие живым на небо.
[x] Зернистая масса, продукт распада тканей.
[xi] Американо-израильский комитет по общественным связям — американская общественная организация, целью которой является оказание влияния на проведение произраильского курса во внешней политике США. Занимает более консервативные позиции, чем её либеральный конкурент — J Street.
[xii] Elliott Abrams, род. 24 января 1948 г., Нью-Йорк — американский политик. Бывший заместитель государственного секретаря США.
Родился в еврейской семье. В 1985 году политическая карьера Абрамса в американской администрации была скомпрометирована из-за причастности к громкому международному скандалу «Иран-контрас». Он был судим, но приговор был впоследствии отменен Бушем-старшим, который использовал свои конституционные полномочия и помиловал Абрамса незадолго до завершения своего срока в качестве президента США.
С декабря 2002 по 2004 год являлся помощником Кондолизы Райс, советника по национальной безопасности американского президента. В его ведении были вопросы Африки и Ближнего Востока, а также курирование арабо-израильских отношений.
В настоящее время заместитель главы Совета национальной безопасности США Стивена Хэдли по Ближнему Востоку. Член Американского комитета за мир в Чечне, член Центра политики безопасности США.
25 января 2019 года назначен специальным посланником в Венесуэлу.
[xiii] Высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). В Византийской империи этот титул носили высокопоставленные вельможи.
[xiv] William Kristol; р. 23 декабря 1952, Нью-Йорк — американский политолог, неоконсерватор. Основатель и редактор политического журнала «The Weekly Standard» и регулярный комментатор «Fox News Channel».
Сын эссеиста Ирвинга Кристола и историка Гертруды Химмельфарб (Gertrude Himmelfarb), племянник социолога Милтона Гиммельфарба. Выпускник Гарвардского университета (бакалавр искусств, 1973, magna cum laude), степень доктора получил там же в 1979 году.
В 1989—1993 годах руководитель аппарата вице-президента США Джеймса Куэйла.
В 1997 году вместе с Робертом Каганом основал проект «Новый американский век» (PNAC).
Женат на Сьюзан Шейнберг, имеет троих детей.
Дата обновления: 18.07.2019 16:16